Ввиду дефицита специализированных выставочных площадей операторы вынуждены использовать приспособленные выставочные площади. Наиболее крупные из них - спортивно-концертные комплексы -«Ледовый дворец», спортивный комплекс «Юбилейный», «Петербургский Спортивно-Концертный Комплекс» (СКК). Их общая выставочная площадь - около 28 000 кв.м. В спортивно-концертных комплексах проводятся преимущественно крупные выставки. Выставки меньшего масштаба проходят в приспособленных помещениях дворцов, гостиниц, музеев и др.
Также активно используются открытые площадки. Из 6 специализированных выставочных комплексов в Санкт-Петербурге 3 имеют открытые выставочные площади - «Ленэкспо», СКК и «Евразия».
Большинство выставочных комплексов, действующих в городе, относятся к советскому периоду постройки. Одним из самых современных является «Ледовый дворец», построенный в 2000 году и новый павильон «Ленэкспо», построенный в 2007 году. Таким образом, с 2007 в городе не было введено ни одного комплекса, предоставляющего возможность проведения выставок.
Специализированные выставочные центры в среднем только на 50-70% соответствуют международным требованиям (Союза международных ярмарок - UFI). Среди основных недостатков - узкий спектр услуг, неразвитость инфраструктуры, отсутствие необходимых технологий и оборудования, проблемы с парковками. Пока в Петербурге нет ни одного выставочного комплекса, который полностью отвечал бы международным требованиям.
Средний диапазон арендных ставок для выставочных площадей в Санкт-Петербурге достаточно широк и составляет -100-300 долл. за кв. м/день. Для сравнения в Европе, где рынок более развит и конкуренция ощутимее, арендные ставки на выставочные площади составляют от 80 до 150 долл. за кв. м/день и зависят от площади, оснащенности павильона и местоположения внутри выставочного центра.
Среднегодовая заполняемость действующих выставочных площадей в городе составляет около 40%. Основными источниками спроса являются с одной стороны, компании-организаторы выставок, с другой стороны - потенциальные экспоненты.
Тематика выставок меняется редко. При этом имеет место дублирование одной и той же выставочной темы, пересечение по срокам мероприятий. Это объясняется тем, что все перспективные сферы, которые можно охватить, уже найдены. Лидирующие позиции занимают следующие сегменты: промышленные выставки, выставки товаров народного потребления, выставки в сфере строительства и бизнеса, экономики, финансов.
Текущий период развития петербургского экспо рынка характеризуется усилением конкуренции среди операторов в борьбе за экспонента и посетителя. Отмечается выход на рынок мелких «игроков» (и, как следствие, большое количество мелких мероприятий). Все это снижает эффективность и качество выставок, дезориентирует участников и посетителей, подрывает позиции уже сформировавшихся крупных отраслевых выставок.
При этом площадок, соответствующих мировым стандартам в городе фактически нет, а существующие выставочные комплексы уже морально устарели. В экспоцентры постройки советского периода, трудно вписать, например, высокотехнологическое мультимедийное оборудование. Поэтому потребность Санкт-Петербурга в выставочных площадях, при отсутствии качественного предложения, можно оценить как высокую.
На сегодняшний день на рынке заявлено более 500 000 кв. м новых конгрессно-выставочных площадей с различными сроками реализации. Ряд проектов строительства выставочных комплексов (например, «Экспофорум») реализуются в непосредственной близости от кольцевой автодороги и строящегося западного скоростного диаметра. Опыт Москвы показывает, что размещение крупного современного выставочного центра у КАД полностью оправдано. Это подтверждает успешность проекта «Крокус Экспо».
В случае реализации заявленных проектов, рынок выставочных комплексов может увеличиться в несколько раз, что может вызвать сложности с заполняемостью экспоцентров. Для увеличения спроса нужны выставки формата Санкт-Петербургского экономического форума.
С вводом новых специализированных выставочных центров, техническое оснащение которых предполагается по последнему слову техники, действующие выставочные площади не смогут составить им конкуренцию в этом отношении. Они смогут конкурировать лишь в ценовом отношении, и спрос на них по-прежнему будет достаточно высок
Успешным выставочно-конгрессный центр будет в случае комплексного развития территории. Для этого он должен представлять собой не разбросанные точечные объекты, а большую деловую зону. Привлечение потребителя может осуществляться за счет комплексного предложения (конгресс-центр и выставочные площади рядом с гостиницами и прочими объектами инфраструктуры, большая территория парковки) качественных услуг и по более низким ценам, чем у будущих конкурентов.
В июне 2011 года правительством Санкт-Петербурга была принята программа туризма, рассчитанная до 2016 года, согласно которой приоритетными видами туризма на ближайшие 5 лет станут событийный и конгрессный туризм.
К концу 2013 года планируется завершить строительство нового терминала аэропорта и увеличить пропускную способность до нового пассажирского терминала до 14 млн. пассажиров в год, что позволит организовывать выставки международного масштаба.
Санкт - Петербург имеет множество факторов для благоприятного развития выставочных центров и для проведения крупнейших выставок и конгрессов. И в силу геополитического положения и сочетания туристических, культурных, промышленных научных и образовательных возможностей Северная Столица могла бы занять и лидирующее положение.