Здание Media-TIC, по признанию супер-жюри WAF-2011, действительно является одним из самых инновационных офисных комплексов в мире. Благодаря уникальной конструктивной системе авторам проекта удалось значительно снизить вес здания (на 60%), соответственно, сэкономив на стоимости фундаментов порядка 1,5 млн. евро! В комплексе нет массивных перекрытий, и устойчивость постройки обеспечивается его оригинальным наружным каркасом, который как бы «подвешивает» здание, одновременно облегчая его. Проблема снижения электропотребления на освещение была решена в том числе, путем обеспечения отсутствия необходимости ночной подсветки. Внешний каркас комплекса покрыт натуральной минеральной краской-люминофором (специально разработанной для этого проекта), которая заряжается от обычного света даже в пасмурный день, позволяя конструкции светиться в ночное время в течение 8 часов.
Уникальная система фасадов - своеобразные лепестки-полости из пластиковой пленки, в которые накачивается воздух, позволяют снижать ветровую нагрузку, а если в них накачивается газ - становится при необходимости своеобразными «антисолнечными шторами». Все эти инженерные системы полностью автоматизированы и работают на основании информации, поступающей от специальных датчиков, размещенных по всему зданию. Кроме того, в комплексе применена система тепловых насосов, на крыше расположены солнечные фотовольтаические панели, датчики движения для автоматического включения и выключения освещения. Все это позволило превратить комплекс в пассивный дом с нулевыми выбросами СО2 и с очень низкими затратами на его эксплуатацию. В настоящий момент здание проходит сертификацию по международной системе сертификации зеленых зданий LEED на уровень Gold.
«Создавая этот проект, мы ставили целью продемонстрировать кардинально новый подход к проектированию и строительству XXI века», - рассказал российской делегации Руиз-Гели, - «если в 2000-х гг. иконой архитектуры и выразительницей главенствовавшей философией поп-культуры с ее ориентацией на потребление и развлечение была пылающая всеми цветами радуги башня Акбар, которая требовала огромного количества энергии, то сегодня переход нашей цивилизации к мировоззрению устойчивого развития и стремление к сокращению потребления ресурсов требует от профессионалов строительного рынка совсем других принципов и технологических решений. Сегодня мы должны ставить своей целью не просто обеспечить высокий уровень комфорта здания, но и достигать высоких показателей по его энергоэффективности и экологичности. Ведь глобальное потепление - это не шутка, и южные страны чувствуют это на себе очень отчетливо. Например, еще 20 лет назад лето в Барселоне продолжалось всего 1 месяц, а сегодня уже целых полгода. У нас поменялась климатическая зона, а это очень серьезно».
Заказчиком комплекса Media-TIC выступила компания The Consortium of Zona Franca CZFB и администрация экспериментального района города - @22Barcelona. Авторы проекта были очень заинтересованы в реализации «цифровой» модели формирования городской среды, базирующейся на основных постиндустриальных принципах: информация, коммуникация и технологии. Главной целью проектной команды было войти в резонанс с указанными городскими ценностями. Помимо иных проектных приемов авторы комплекса обращают внимание на его полифункциональность и социальную направленность. В здании предусмотрены обширные площади для размещения крупных компаний, небольшие офисы идут под бизнес-инкубатор для фирм, находящихся на этапе стартапа и развивающие высокие технологии, а также аудитории и экспозиционное пространство для проведения различных муниципальных мероприятий - семинаров, выставок, конференций.
Media-TIC было выбрано между 16 финалистами в своих категориях и заслужило наивысшие похвалы у супер-жюри, состоящего из наиболее известных и влиятельных архитекторов и градостроителей мира, и возглавляемого американским архитектором Майклом Соркиным. Впервые главную награду WAF получил проект, реализованный в «принимающей» стране.
Выступая на церемонии награждения Пол Финч, директор и главный идеолог Всемирного архитектурного фестиваля, с удовлетворением отметил, что Media-TIC стало объектом притяжения для людей с самыми разными идеями. Проект победил, прибавил он, за масштаб своих амбиций в хорошем смысле этого слова, а также за высочайший уровень профессиональных и технических решений. Также, добавил он, это здание дает новый толчок диалогу, посвященному решению наиболее остро назревших сегодня проблем энергопотребления и обеспечения устойчивого городского развития. Комплекс наглядно демонстрирует, что переход ориентации человеческой деятельности на устойчивое развитие делегирует архитектору огромную ответственность за свои решения, и это здание в наибольшей степени продемонстрировало готовность автора проекта справиться с этими вызовами.
Представители профессиональной общественности Испании согласились, что после нескольких лет кризиса национального рынка недвижимости, комплекс Media-TIC, получивший первый приз на мировой архитектурной арене, станет символом нового городского развития не только Барселоны, но и всей страны.