По мнению аналитиков Холдинга RBI, в первом полугодии 2012 г. рынок продемонстрировал хорошую динамику спроса. Число обращений по вопросу приобретения недвижимости выросло на 20%, квартиры покупались активно и в основном для собственного проживания. С учетом этих данных и динамики объема продаж в первые месяцы можно предположить, что объем спроса в 2012 г. будет на 10 % выше, чем по итогам 2011. За истекшие 6 месяцев стоимость жилья в массовом сегменте выросла на 7,6%, в элитном - на 6%, на объекты бизнес - класса- на 7,5%.
Основные тенденции в сегменте массового жилья:
1. Петербургская агломерация сформировалась - петербуржцы голосуют «ЗА». До 20 %
горожан готовы переехать из Петербурга в «закадье» в поисках минимальной цены, а также экологичной и комфортной среды проживания. Скорость покупки в новых районах выше, чем в традиционных локациях.
2. Укрупнение новых проектов на фоне уменьшения их числа. Около 50% нового
предложения - это квартиры в проектах комплексного освоения территорий.
3. Потребитель четко делит жилье на эконом и комфорт классы, дифференцируя
разницу между ними по таким признакам, как местоположение и качество (включает качество работ вкупе с атрибутами здания (внешний вид дома и мест общего пользования). Проекты комфорт-класса занимают около 25 % всего предложения и стоят на 16-20% дороже, чем эконом.
Основные тенденции на рынке элитных проектов:
1. Низкий объем вывода новых проектов формирует дефицит предложения. При
объеме продаж около 140-150 тыс. кв.м. в год низкий объем способствует вымыванию предложения. За 6 месяцев 2012 г. выведено около 25 тыс. новых кв.м (2 проекта), ожидается еще порядка 60 тыс. кв.м (4-5 проектов).
2. Вдумчивый подход девелоперов к созданию проектов. Географические предпочтения
элиты все те же - центр города, левый берег Невы, набережные, Петроградская сторона. После периода поиска решений, которых ждут потребители, девелоперы вернулись к традициям Санкт-Петербурга, создавая здания с узнаваемым внешним видом, своим внутренним пространством, большим разнообразием планировок, что становится визитной карточкой дома и позволяет хозяевам проявить свою индивидуальность.
3. Выбор покупателя элиты определяется тремя качественными факторами -
местоположение, продукт, девелопер. При этом понятие «продукт» расширилось, включив такие составляющие, как сервис при покупке, финансовые инструменты покупки (рассрочка, ипотека и т.д.), постпродажное обслуживание.
Согласно данным компании ASTERA, рынок коммерческой недвижимости также демонстрирует стабильное развитие во всех сегментах. В торговой недвижимости наблюдается поступательный рост спроса со стороны арендаторов, средний уровень вакансии не превышает 5%. Арендные ставки стабильны и составляют в среднем по рынку - от 3 000 до 8 000 руб./кв.м./мес. Объем чистого поглощения за второй квартал составил 77 700 кв. м. Рынок офисной недвижимости демонстрирует существенное увеличение темпов роста, повышение спроса на площади в качественных бизнес-центрах привело к снижению уровня вакансии в классе А до 12, 8%, в классе В и В+ до 5-7 %. Объем чистого поглощения во втором квартале составил 33 000 кв. м. В складском сегменте наблюдается дефицит качественного предложения. Уровень вакансии остается низким: 7, 4% по классу А и 3, 6% по классу В. Чистое поглощение за второй квартал - 92 500 кв.м.
На фоне устойчивого развития рынка строящейся недвижимости доля инвестиционных покупок в различных его сегментах составляет до 10%. Недвижимость - привлекательный объект для вложений, поскольку риск потери «до нуля» здесь минимален или вовсе отсутствует. При грамотном управлении арендными отношениями доходность может составить от 10 до 20% годовых.